Вторник, 11.12.2018, 05:11Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя химии Малышевой Ольги Анатольевны
Меню сайта
Категории раздела
Известные ученые [5]
Интересные факты [31]
Школа сейчас [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Главная » Статьи » Школа сейчас

Рабочие программы по химии

Пояснительная записка к рабочей программе по химии в 11 классе

Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

Рабочая программа составлена на базе Закона «Об образовании» от 29.12.2012г. №273-ФЗ ст.7 (с изменениями),32; федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года, Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004года, Примерной программы (полного) общего образования по химии (базовый уровень), Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, БУП школы на 2013-14 у.г., Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) автора О. С. Габриеляна (2007 года) и рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). В ней предусмотрено проведение четырёх контрольных работ по темам: «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства», «Итоговая работа за курс 11 класса» и восьми практических работ.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

-освоения знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

-овладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

-развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

-воспитания убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

-применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

Задачи:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
  • формирование у школьников экологического мышления на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

 

Требования химического образования к знаниям и умениям учащихся 11 класса

Ученик должен знать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, аллотропия, углеродный скелет, функциональная группа, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, валентность, степень окисления.
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений.
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки.

Ученик должен уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре.
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений.
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ.
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах.

Ученик должен использовать:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

 

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

- Учебника: Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012г.

- Методического пособия для учителя:

Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012г.

Габриелян О.С., И.Г.Остроумов «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2003г.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия. 11 класс: в 2 частях. «Настольная книга учителя» - М.: Дрофа, 2003.

На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской, были внесены следующие изменения:

- лабораторные и практические работы проводятся как самостоятельные уроки в конце учебного года с целью закрепления материала и практического применения полученных знаний (поэтому в теме №2 не хватает 4-х часов, в теме №3 – 1 часа, №4 – 33\х часов).

- материал по теме «Электролиз» даётся как самостоятельный урок, а не изучается на уроке по ОВР, так как материал имеет высокую степень сложности и задания по нему есть в ЭГЕ;

- для закрепления тем «Металлы» и «Неметаллы», после их изучения проводится урок- упражнение,

- при изучении темы «Вещества и их свойства» рассматривается тема «Жёсткость воды», так как она имеет большое практическое значение:

- повторение материала в конце учебного года проводится в виде подготовки к итоговому тестированию, на которое отводится 2 часа.

Требования к выставлению оценок по химии.

Оценка устного ответа

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Оценка «4»:

•ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

•ответ полный, но при этом, допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

• при ответе обнаружено непонимание учащимся, основного содержания учебного
материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может
исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка письменных умений

1. Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Оценка «5»:

•работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

•эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

•проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Оценка «4»:

•работа выполнена правильно, сломаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент произведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

Оценка «3»:

•работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, и оформлении работы, л соблюдении правил, техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2»:

•допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

2. Оценка умений решать экспериментальные задачи

Оценка «5»:

•план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»:

•план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух, несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»:

• « план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»:

•допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

3.Оценка умений решать расчетные задачи

Оценка «5»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4»:

• в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Оценка «2»:

•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

4.Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Содержание программы

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева (6 часов)

Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Атомные орбитали. s-, p- элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода. Значение периодического закона.

Тема 2. Строение вещества (22 ч)

Ионная связь. Катионы и анионы. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Степень окисления и валентность химических элементов.

Металлическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с металлической связью.

Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная связь. Значение водородной связи.

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные и химические. Их представители и применение.

Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газзобразных природных смесей. Загрязнение атмосферы и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, этилен. Их получение, собирание, распознавание.

Жидкое состояние вещества. Вода, ее биологическая роль. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Кислые соли. Минеральные воды. Жидкие кристаллы и их использование.

Твердое состояние вещества. Кристаллическое и аморфное состояние вещества. Применение аморфных веществ

Дисперсные системы: диспесная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем.

Состав вещества и смесей. Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Молекулярная формула. Формульная единица вещества. Массовая и объемная доля компонента в смеси. Решение задач.

Тема 3. Химические реакции (15 ч)

Реакции, протекающие без изменения состава веществ: аллотропия,. аллотропные модификации углерода, серы, фосфора, олова и кислорода; изомерия,. изомеры, реакции изомеризации. Причины многообразия веществ: аллотропия и изомерия, гомология.

Реакции, идущие с изменением состава веществ: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Реакции соединения, протекающие при производстве серной кислоты. Экзо - и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы.

Необратимые и обратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Общие представления о промышленных способах получения веществ на примере производства аммиака и серной кислоты.

Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация, диссоциация электролитов в водных растворах. Степень электролитической диссоциации, Сильные и слабые электролиты. Кислоты, основания, соли в свете ТЭД. Химические свойства воды.

Гидролиз неорганических и органических соединений. Необратимый и обратимый гидролиз. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Практическое значение и биологическая роль гидролиза.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления элементов по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

Электролиз растворов и расплавов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза.

Тема 4. Вещества и их свойства (15 часов)

Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Общие физические свойства металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой, кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов, взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие металлов с органическими веществами.Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, способы защиты от коррозии. Сплавы.

Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами). Благородные газы.

Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями, спиртами.

Основания неорганические и органические. Классификация оснований. Химические свойства неорганических оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

Классификация солей: средние, кислые, основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами, солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, фосфат кальция, карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы, катион аммония, катионы

железа (II) и (III).

Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии

Тема 5. Химический практикум (8 ч)

Практические работы: 1. Получение, собирание и распознавание газов. 2. Химические свойства кислот. 3. Распознавание веществ Лабораторные работы: 1. Кристаллические решётки 2. Полимеры. Волокна. 3. Жесткость воды. 4. Гидролиз. 5. Ознакомление с коллекцией металлов и неметаллов

Итоговое тестирование 2 часа.

Тематическое планирование по химии 11 класс

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева

6

 

 

2

Тема 2. Строение вещества

22

 

К.р. №1,2

3

Тема 3. Химические реакции

 

15

 

К.р. №3

4

Тема 4. Вещества и их свойства

 

15

 

 

К.р. №4

5

Тема 5. Химический практикум

8

Практические работы: 1. Получение, собирание и распознавание газов. 2. Химические свойства кислот. 3. Распознавание веществ

Лабораторные работы: 1. Кристаллические решётки 2. Полимеры. Волокна. 3. Жесткость воды. 4. Гидролиз. 5. Ознакомление с коллекцией металлов и неметаллов

 

6

Подготовка и проведение итогового тестирования

2

 

 

Категория: Школа сейчас | Добавил: malishevaolga (11.10.2018)
Просмотров: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz